• Профориентация

    ПАМЯТКА  ВЫБИРАЮЩЕМУ  ПРОФЕССИЮ

    Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

    Изучи глубже самого себя:

    • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
    • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
    • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

    Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

    • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
    • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
    • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
    • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

    ЛИЧНЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПЛАН  УЧАЩЕГОСЯ

    1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
    2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
    3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
    4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
    5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
    6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

    ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА:

    • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
    • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
    • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
    • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
    • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
    • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
    • согласованность плана с потребностями рынка труда.

    ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА

    Составляя личный профессиональный план, необходимо:

    • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
    • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
    • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
    • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
    • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
    • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
    • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей».

     

    ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК,

    ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

    ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

    • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
    • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
    • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
    • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

    ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

    ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

    ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

     

    ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
    • выбор профессии за компанию;
    • перенос отношения к человеку на саму профессию;
    • отождествление учебного предмета с профессией;
    • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
    • неумение определить путь получения профессии.
    1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
    • незнание или недооценка своих физических особенностей;
    • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
    • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
    1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
    • увлечение только внешней стороной профессии;
    • предубеждение в отношении престижности профессии
    Найдено: 9

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie